Javascript is required

Трансмиссионные масла: виды, классификация, критерии выбора

Трансмиссионные масла: виды, классификация, критерии выбора

Выбор технических жидкостей – важная задача для продления ресурса и поддержания работоспособности автомобиля. И это касается не только моторного масла, но и других важных материалов. И, конечно, в первую очередь речь о масле для трансмиссии – одном из важнейших компонентов любого автомобиля. Как и двигатель, механизмы передачи крутящего момента на колеса могут сталкиваться с высокими нагрузками, перепадами температур и экстремальными режимами работы. Мы приготовили подробный обзор, который поможет разобраться в разновидностях, характеристиках и параметрах выбора трансмиссионного масла.

Содержание

Основные функции трансмиссионного масла

Photo 7NFPcjmdOS
  • Снижение трения и износа – смазка формирует прочную пленку, обеспечивающую защиту в местах контакта металлических деталей, которая предотвращает преждевременный износ.
  • Отведение тепла – высокие нагрузки и трение приводят к нагреву деталей, а качественное масло эффективно рассеивает излишки тепла.
  • Защита от коррозии – антикоррозионные присадки предотвращают появление ржавчины, продлевая срок службы механизмов.
  • Удаление загрязнений – в процессе работы возможно образование отложений, микрочастиц и других примесей, которые выводятся благодаря специальным моющим компонентам.
  • Поддержание давления – в АКПП необходимо соблюдать определенный уровень давления масла для передачи крутящего момента и переключения передач.

Классификация по типам основного масла

Трансмиссионные жидкости по своему составу напоминают моторные масла. Они изготавливаются на основе базового масла с добавлением присадок, улучшающих те или иные свойства. Наибольшее распространение получили:

  • Минеральные – производятся путем очистки нефтяных фракций. Отличаются доступной стоимостью и стабильными характеристиками при умеренных нагрузках.
  • Синтетические – получаются с применением сложных химических процессов, что придает им повышенную устойчивость к экстремальным температурам, окислению и обеспечивает высокую стабильность.

Выбор зависит от технических требований производителя, условий работы и рекомендованных стандартов.

Состав трансмиссионных масел

Формула современных трансмиссионных жидкостей включает два ключевых компонента.

  • Базовое масло – основа, определяющая вязкость и термическую устойчивость.
  • Комплекс присадок – специальные добавки улучшают эксплуатационные характеристики, повышая моющие свойства, снижая склонность к вспениванию и улучшая антикоррозионные свойства.
Photo 2rcqtIjn_P

Какие виды присадок добавляют в трансмиссионное масло?

  • антифрикционные – уменьшают трение между деталями.
  • антиокислительные – препятствуют образованию отложений и продлевают срок службы смазки;
  • моющие – диспергирующие вещества очищают рабочие поверхности от загрязнений;
  • антикоррозионные – защищают элементы трансмиссии от ржавчины.

Например, в Motul GEARBOX 80W-90 применяется дисульфид молибдена (MoS2). Это соединение образует прочную смазочную пленку на поверхностях деталей, обеспечивая защиту при высоких нагрузках.

Благодаря сочетанию этих компонентов трансмиссионные масла соответствуют современным стандартам качества, гарантируя бесперебойную работу механизмов даже в самых сложных условиях эксплуатации.

Классификация трансмиссионных масел по степени вязкости (SAE)

Обозначение вязкостных характеристик по стандарту SAE (Society of Automotive Engineers) широко используется в различных странах. Эта система классификации позволяет определить оптимальную жидкость для конкретных эксплуатационных условий, ориентируясь на ее вязкость при разных температурах.

Всесезонные составы получили наибольшее распространение в связи со своей универсальностью. Их обозначение включает два числа, например, MOTUL GEAR 300 75W-90 или MOTUL GEAR COMPETITION 75W-140. Первое число отражает вязкость при отрицательных температурах, а второе - при 100 °C. Трансмиссионную жидкость выбирают таким образом, чтобы она обеспечивала качественную смазку в широком диапазоне температур, снижая потребность в сезонной замене.

Photo TV82-F6oMB

Система API: особенности классификации

Американский институт нефти (API) разработал систему классификации трансмиссионных масел, ориентированную на уровень эксплуатационных свойств. Данная система разделяет жидкости на несколько категорий в зависимости от условий работы и типов зубчатых передач.

  • GL-1 — базовые масла без противозадирных присадок, подходят для не нагруженных редукторов и коробок передач.
  • GL-2 — предназначены для червячных передач, требуют повышенной смазывающей способности.
  • GL-3 — содержат минимальное количество противозадирных добавок, применяются в механизмах с умеренной нагрузкой.
  • GL-4 — наиболее распространенная категория для синхронизированных коробок передач и гипоидных передач с умеренными нагрузками.
  • GL-5 — содержат усиленный пакет противозадирных и противоизносных присадок, подходят для тяжело нагруженных гипоидных передач.
  • MT-1 — разработаны специально для несинхронизированных коробок передач коммерческого транспорта.

Классификация API помогает определить, какие продукты подходят для определенных типов трансмиссий, учитывая конструктивные особенности и режимы работы. Современные масла нередко соответствуют нескольким категориям одновременно, что расширяет их сферу применения.

Допустимо ли смешивание трансмиссионных масел?

Совместимость зависит от нескольких факторов, включая состав и эксплуатационные характеристики используемых жидкостей. Смазочные материалы на минеральной основе обладают иными свойствами по сравнению с синтетическими, а их смешивание способно привести к ухудшению защитных качеств. В результате возможно неконтролируемое изменение состава, что отрицательно скажется на работе трансмиссии.

Кроме того, жидкости отличаются по содержанию присадок, влияющих на противоизносные и антикоррозийные свойства. Комбинирование несовместимых веществ приводит к химическим реакциям, ослабляющим защитные характеристики. Особенно критично это для редукторов и дифференциалов, работающих в условиях высокой нагрузки.

Если замена жидкости невозможна, перед доливкой следует убедиться, что, как минимум, базовые масла не различаются (синтетическое или минеральное). Желательно подобрать продукцию одного бренда с одинаковой вязкостью. Для полной уверенности рекомендуется изучить рекомендации производителя транспортного средства или проконсультироваться со специалистом. В любом случае, смешивать масло можно только в крайнем случае и в безвыходных ситуациях!

Масла для разных видов трансмиссий

Различные типы коробок передач требуют применения специализированных трансмиссионных масел, адаптированных под их конструктивные особенности и условия эксплуатации.

  • Механическая коробка передач (МКПП) – требует жидкости с высокими противоизносными и антикоррозионными характеристиками. Хорошим выбором станет жидкость Motul Gear 300 75W-90, которая уже упоминалась выше. Это один из самых популярных синтетических продуктов, подходящий для высоконагруженных механических коробок передач. Motul Motylgear 75W-80 – другая линейка универсальных жидкостей для МКПП легковых автомобилей.
  • Автоматическая коробка передач (АКПП) – использует специальные жидкости ATF (Automatic Transmission Fluid), обеспечивающие плавность переключений и защиту гидротрансформатора. Главный продукт здесь, который может использоваться для большинства современных трансмиссий – MOTUL ATF VI.
  • Роботизированная коробка передач (робот) – сочетает в своей конструкции преимущества механической и автоматической коробки передач. Для правильной работы механизмов следует выбрать подходящее масло, например Motul Gear 300 LS 75W-90, которое подходит для высоконагруженных коробок с механическими элементами и ограниченным проскальзыванием.
  • Вариатор (CVT) – бесступенчатая трансмиссия с ременным или цепным приводом требует жидкостей с особыми свойствами. Motul Multi CVTF – универсальная жидкость, совместимая с большинством вариаторов.

При выборе жидкости ориентируйтесь на рекомендации автопроизводителя, чтобы обеспечить надежную работу трансмиссии.

Полезные советы

  • Регулярная проверка уровня масла – трансмиссионные системы нуждаются в контроле уровня жидкости.
  • Замена по регламенту – эксплуатация автомобиля без замены масла существенно сокращает срок службы трансмиссии. Оптимальный интервал зависит от пробега, условий эксплуатации и конструкции трансмиссии.
  • Использование подходящего класса вязкости – индекс вязкости играет ключевую роль в работе трансмиссии. Выбирайте жидкости, отвечающие требованиям производителя.
  • Поддержание чистоты системы – при плановом техническом обслуживании желательно промыть систему, чтобы продлить срок службы нового масла и трансмиссии в целом.
  • Хранение в надлежащих условиях – хранение в правильных условиях сохраняет срок службы масла. Лучше всего купить новую жидкость непосредственно перед ее заменой.

Соблюдение этих рекомендаций поможет продлить срок службы трансмиссионных узлов и избежать дорогостоящего ремонта. А если вам нужна помощь с выбором подходящего трансмиссионного масла или любой другой сертифицированной продукции Motul, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам или воспользоваться подборщиком!

ПОХОЖИЕ статьи

Больше