Javascript is required

Вязкость моторного масла: индекс, таблица и характеристики

Вязкость моторного масла: индекс, таблица и характеристики

Индекс вязкости моторного масла — это важный параметр, который характеризует его способность сохранять свои смазочные свойства при изменении температуры. Чем он выше, тем меньшую разницу в характеристиках демонстрирует смазка при разных температурах, что делает его более стабильным в различных условиях эксплуатации. В этой статье специалисты компании Telkub расскажут вам об этой и других характеристиках смазочной жидкости, обозначениях, особенностях использования и, конечно, о том, какой индекс вязкости моторного масла лучше для вашего автомобиля.

Содержание

Индекс вязкости моторного масла

Индекс вязкости (IV, англ. Viscosity Index) — это параметр, который показывает, как это свойство изменяется с температурой жидкости. Моторные масла с высоким индексом способны сохранять свои свойства в экстремальных температурных условиях.

Индекс обозначается двумя цифрами: первая цифра указывает на вязкость при холодных температурах (например, 0W, 5W), а вторая — на характеристику при теплых температурах (например, 30, 40). С его помощью можно определить, какое моторное масло гуще при определенных температурных условиях.

По системе SAE смазочные жидкости делятся на зимние (с буквой W) и летние. Вот таблица с примерами маркировки.

Photo HO87CADqJK

Производители часто добавляют присадки, чтобы улучшить свойства жидкости, повышая эксплуатационные характеристики и адаптируя их к определенным условиям. Классификация по этому показателю помогает автолюбителям выбрать подходящую продукцию для своих автомобилей, учитывая климатические условия и специфику работы двигателя. Важно помнить, что выбор оптимального продукта с высоким индексом продлевает срок службы двигателя и улучшает его производительность.

Свойства вязкости моторного масла

Они играют важную роль в его эксплуатационных качествах и напрямую влияют на надежность и долговечность автомобильного двигателя. Правильный выбор поможет обеспечить его эффективную работу в любых условиях.

Прокачиваемость

Это способность свободно проходить через узкие каналы и поверхности двигателя. Этот параметр особенно актуален при холодных температурах, когда жидкости становятся гуще. Хорошая прокачиваемость обеспечивает моментальное поступление смазки к критически важным элементам двигателя сразу после старта, защищая их от износа и возможных повреждений.

Обычно не имеют строго определенного обозначения, но часто оценивается через температуру застывания и текучесть при пониженных температурах. Производители обычно указывают информацию о «высокой прокачиваемости при низких температурах» в спецификациях.

Устойчивость к высоким температурам

Photo rdq-CCtLd-

Рабочие температуры двигателя могут достигать достаточно высоких значений, и важно, чтобы масло сохраняло свои свойства, не теряя вязкость. Если оно обладает хорошей термической стабильностью, не расслаивается и не образует нагар, это способствует увеличению сроку службы двигателя и поддерживает его производительность.

Чаще всего обозначается в виде «температуры вспышки» (flash point), которая измеряется в градусах Цельсия (°C). Это значение указывает на температуру, при которой жидкость начинает выделять пары, способные воспламениться.

Динамическая вязкость

Характеризует сопротивление течению при приложении силы. Этот показатель важен для оценки того, как жидкость ведет себя при различных условиях работы двигателя. Чем выше динамическая вязкость, тем эффективнее смазка удерживает свою пленку на трущихся поверхностях, что снижает трение и предотвращает износ.

Измеряется в паскаль-секундах (Па·с) или миллипаскалях-секунд (мПа·с). Это значение показывает, насколько сильно жидкость сопротивляется течению при прикладывании силы.

Есть еще один параметр, который автопроизводители редко указывают в спецификациях – HTHS, High Temperature High Shear. Он обозначает высокотемпературную вязкость при больших значениях сдвига. Эта характеристика определяет способность нагретого масла (до 150 °С) проходить через узкие зазоры между быстро движущимися частями двигателя. HTHS возникает в контакте между такими элементами, как поршневые кольца и стенки цилиндра, а также в газораспределительном механизме.

Уменьшенное значение HTHS означает меньшее потребление энергии для работы двигателя, что, в свою очередь, приводит к снижению расхода топлива и уменьшению вредных выбросов в атмосферу. А увеличенное значение HTHS обеспечивает лучшую защиту двигателя от износа.

Кинематическая вязкость

Показывает текучесть под воздействием гравитации. Она зависит от температуры: чем выше температура, тем ниже кинематическая вязкость. Хорошие продукты должны демонстрировать оптимальные характеристики по этому параметру, обеспечивая достаточную защиту при рабочих температурах двигателя.

Выражается в сантиметрах в секунду (см²/с) или в миллистоксах (мм²/с). Этот параметр указывает на текучесть при заданной температуре, обычно 40 °C и 100 °C.

Правила выбора масла по степени вязкости

Photo ShWhicJ9T0

Выбор смазки — это критически важный этап ухода за автомобилем, который напрямую влияет на его производительность и долговечность. Давайте подробнее рассмотрим, как правильно подобрать продукцию, учитывая климатические условия, характеристики индекса, качество продукта и возраст автомобиля.

Учитываем особенности климата в вашем регионе

Одним из первых шагов при выборе должен стать учет климатических условий региона. Температурные колебания, уровень влажности и погодные условия играют важную роль в работе двигателя и в его смазочных системах. Например, в регионах с холодным климатом предпочтение следует отдавать продуктам с низкой вязкостью, которые легче прокачиваются при холодных температурах. Они обеспечивают быструю смазку двигателя в момент его запуска, что критично в зимний период.

С другой стороны, в жарких регионах целесообразно выбирать жидкости с повышенной вязкостью, которые справляются с повышенными температурами. Это позволяет минимизировать износ деталей двигателя и предотвращает образование нагара. Неправильный выбор приведет к снижению мощности двигателя, ускоренному износу и увеличению расхода топлива.

Значение индекса вязкости в летний и зимний сезон

Для зимней эксплуатации рекомендуется маслом с маркировкой W (winter), что обозначает его пригодность для использования в холодную погоду. Например, 5W-30 будет более текучим при холодных температурах, чем 10W-40. В летний период важно выбирать продукты с большой второй цифрой, чтобы обеспечить надежную смазку даже в условиях повышенных температур.

Определяем качество моторного масла по индексу

Сам по себе индекс не может сказать, является выбранный продукт хорошим или плохим. Он указывает только на то, какое масло более вязкое при определенных температурах. Если использовать масло в подходящих условиях, двигатель будет работать как надо (при условии своевременной замены жидкости).

Для оценки качества стоит обратить внимание не только на степень вязкости, но и по стандартам, которым оно соответствует. На упаковке должно быть указано соответствие API (American Petroleum Institute) и ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). Классификации API делятся на две большие группы: одна — для бензиновых двигателей, другая — для дизельных. Например, обозначением SN или SP указывает на высокое качество и производительность при использовании в современных бензиновых двигателях.

Кроме того, стоит обратить внимание на состав: смазка бывает синтетической, полусинтетической или минеральной. Синтетические продукты сохраняют стабильные свойства при различных температурах и обеспечивают достаточную степень защиты двигателя. Полусинтетические продукты являются компромиссом между ценой и качеством, предлагая хорошую защиту и экономичность. Минеральные обладают самыми скромными эксплуатационными характеристиками, но прекрасно подходят для машин устаревших моделей или авто с большим пробегом.

Ориентируемся на возраст машины, выбирая смазку

Photo SHsjAGhyoS

Для новых машин автопроизводители зачастую рекомендуют выбирать небольшую вязкость и стабильные эксплуатационные характеристики. Это связано с тем, что в свежих моторах применяются более точные допуски для эффективной работы.

С возрастом автомобиля и износом двигателя может быть уместно использовать достаточно вязкое масло — это поможет компенсировать зазоры между деталями и снизить уровень утечек. Однако стоит помнить, что выбор более вязкого вещества не всегда является панацеей. Чрезмерная вязкость приведет к трудностям с прокачкой масла и плохой смазке в холодную погоду.

Специалисты компании Teklub всегда помогут вам выбрать подходящий продукт, учитывая все перечисленные факторы. Мы предлагаем сертифицированные масла Motul и предлагаем решение, учитывая допуски автопроизводителя.

Влияние прогрева двигателя на вязкость моторного масла:

  1. Снижение вязкости – при прогреве двигателя температура повышается, в результате чего свойства вещества ухудшаются. Это позволяет ему легче прокачиваться и обретать свои смазочные свойства.
  2. Улучшение смазки – теплая жидкость быстрее достигает всех частей двигателя, что обеспечивает необходимое смазывание и защиту от износа. Холодное масло с высокой вязкостью не достигает всех элементов двигателя так быстро, что приведет к увеличенному износу при запуске.
  3. Технологии и состав – современные продукты разрабатываются для эффективной работы в широком диапазоне температур и имеют добавки, которые помогают им сохранять стабильные свойства при изменении температуры.
  4. Рекомендации по прогреву – прогревать двигатель рекомендуется не слишком долго, особенно в современных автомобилях. Достаточно нескольких минут на холостом ходу, чтобы смазка успела прогреться и обеспечить защиту внутренних деталей.

Вязкость масла выше нормы

Причины

  • Нагрев и старение – масло густеет из-за частого перегрева двигателя или старения, когда масла теряют свои свойства.
  • Загрязнение – присутствие инородных частиц, отложений и сажи повышает вязкость масла.
  • Необходимость замены – случайное попадание мусора при замене масла или использование неподходящего продукта являются еще одной причиной нежелательного повышения вязкости.

Последствия

  • Сопротивление потоку – затрудняет прокачку по системе смазки, что приводит к плохой смазке деталей.
  • Проблемы при запуске – завести двигатель становится труднее, особенно в холодную погоду.
  • Перегрев – нагревается быстрее, что приводит к риску перегрева двигателя.
  • Износ компонентов – неподходящая смазка ускоряет износ движущихся частей, что потенциально приведет к поломкам.

Вязкость масла ниже нормы

Причины

  • Разбавление – попадание бензина, воды или других жидкостей снижает вязкость.
  • Ультрафиолетовое воздействие и окислительные процессы снижают вязкость после длительного использования.

Последствия

  • Повышенное трение и ускоренный износ.
  • Дым из выхлопной трубы – недостаточно вязкое масло может быстрее попадать в камеру сгорания, что приводит к избыточному дыму.
  • Снижение компрессии в двигателе.

Часто задаваемые вопросы

Какова зависимость работы мотора и вязкости смазки?

  1. Защита двигателя – подходящая вязкость способствует образованию защитной пленки на деталях двигателя, снижая трение и износ.
  2. Эффективность работы – вязкий продукт создает сопротивление при прокачке, что снижает экономию топлива и уменьшает мощность мотора.
  3. Температурный режим – вещество с неподходящей вязкостью теряет свои свойства при превышении температурного лимита, что приводит к перегреву или недостаточной смазке.

Как повышается вязкость смазки?

  1. Температура – при понижении температуры вязкость увеличивается, и наоборот. Учитывайте это при выборе продукции для разных сезонов.
  2. Состав – некоторые добавки и базовые масла (например, ПАО) влияют на вязкость, увеличивая ее за счет специальных веществ.
  3. Состояние масла – с течением времени масло окисляется и загрязняется, что также делает его более вязким.

Какая вязкость масла лучше для лета или зимы для моего авто?

  • Летнее – обычно для летнего использования выбирают продукты с высокой вязкостью, например, 10W-40 или 15W-40. Это связано с тем, что большие температуры разжижают масло.
  • Зимнее – для зимы предпочтительнее использовать менее вязкие масла, например, 0W-30 или 5W-30. Масло сохраняет свою текучесть при холодных температурах и быстро смазывает двигатель после холодного пуска.

Правильный выбор зависит от рекомендаций производителя автомобиля, указанных в инструкции. Они учитывают климатические условия региона и тип двигателя. Компания Teklub предлагает широкий выбор сертифицированных моторных масел Motul, соответствующих допускам производителей. Наши специалисты помогут вам выбрать подходящее решение!

ПОХОЖИЕ статьи

Больше