Зачем нужно масло в мотоцикле?
Моторное масло не только предотвращает быстрый износ движущихся частей силового агрегата, но и влияет на общую эффективность эксплуатации ДВС. Без смазывания деталей на должном уровне возникают проблемы, которые в свою очередь приводят к поломке силового агрегата и дорогостоящему ремонту. Владелец должен помнить, что качественное масло сможет надежную защиту двигателя в момент холодного пуска мотора и во время работы в высокотемпературной камере сгорания. Поэтому очень важно соблюдать интервал замены масла. Этот показатель может отличаться в зависимости от текущего пробега, нагрузки на масло и мотоцикл в целом и составляет в среднем 1 раз в год или каждые 3-5 тысяч км. При выборе качественной жидкости стоит учитывать технические характеристики и ориентироваться на инструкции по эксплуатации.

Какие функции выполняет моторное масло в мотоцикле?
- Смазка – уменьшает трение между частями, предотвращая их преждевременный износ
- Охлаждение – отводит излишки тепла от ДВС, поддерживая оптимальную рабочую температуру
- Очистка – удаляет загрязнения и отложения, сохраняет внутренние поверхности двигателя в чистоте
- Антикоррозийная – образует устойчивую масляную пленку на металлических частях, положительно влияя на защиту от износа и коррозии
Виды моторного масла по составу
Минеральное (Mineral)
- Производится из очищенных нефтяных продуктов
- Имеет более простую структуру и, как правило, более доступно
- Подходит для ДВС, не сталкивающихся с экстремальными режимами эксплуатации
- Лучший выбор для старых мотоциклов
Синтетическое (Fully Synthetic)
- Изготавливается на основе современных компонентов, что позволяет достичь отличных эксплуатационных характеристик
- Отлично защищает от нагара, снижает износ механизмов
- Сохраняет стабильные вязкостные характеристики при экстремальных условиях
- Рекомендуется для спортивных и высокопроизводительных байков
Technosynthese®
- Зарегистрированная торговая марка бренда Motul – уникальная комбинация базовых компонентов, максимально приближенная по смазывающим свойствам к полностью синтетическому маслу.
- Компромисс между доступностью и повышенными эксплуатационными характеристиками.
- Хорошо защищает внутренние детали и показывает устойчивость к предельным рабочим нагрузкам почти так же эффективно, как 100% синтетика.
- Подходит для мотоциклов, которые используются в смешанных режимах — для города и дальних путешествий на круизерах.

Масло для разных двигателей
При выборе важным шагом является понимание того, какой тип ДВС установлен в транспортном средстве.
Масло для двухтактного двигателя (2Т)
- Такие двигатели часто используются в для спорта и легких эндуро-байках благодаря своей простоте и облегченной конструкции.
- Масло в двигателе обычно смешивается с бензином, однако его расход не велик. Полученная смесь защищает двигатель во время движения а во время рабочего цикла сгорает вместе с топливом. Содержит добавки, предотвращающие шламообразование.
- Сверьтесь со спецификациями, чтобы избежать проблем с перегревом и загрязнением системы.
Масло для четырехтактного двигателя (4Т)
- Четырехтактные двигатели конструктивно сложнее и имеют отдельную систему смазки.
- Масло для четырехтактных моторов поставляется в различных вариантах, включая минеральное и полусинтетическое масло и 100% синтетику, что улучшает защитные свойства и увеличивает срок службы.
- Обычно продукты обладают повышенной вязкостью. Устойчивы к окислению и предельным рабочим нагрузкам.
- Продлевают ресурс ДВС и сами долго сохраняют начальные характеристики даже при интенсивных условиях эксплуатации.
Вязкость масла
Вязкость масла — один из ключевых факторов, влияющих на его эффективность. Она определяется при помощи лабораторного тестирования, после чего на этикетку канистры наносят соответствующее обозначение в виде комбинации цифро-буквенной комбинации.
Классификация масла по вязкости
Для примера возьмем стандарт SAE 10W-40. Он разделен на низкотемпературные и высокотемпературные параметры. Это означает степень вязкости 10 при низкой температуре (W – winter) и 40 при высокой.
- Чем ниже первая цифра (перед W), тем лучше масло поддерживает свою текучесть при минусовых температурах.
- Вторая цифра указывает на вязкость при рабочих температурах.

Классификация масел
Американская классификация (API)
Классы масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S, за которой следует другая буква, указывающая на уровень продукта (например, SA, SB, SC и т.д.). Каждая последующая литера обозначает более строгие стандарты защиты и производительности. Последняя актуальная категория для бензиновых двигателей — SM, SN и SP.
Классификация JASO
Международный стандарт JASO сосредоточена на потребностях японских производителей и учитывает специфику устройства каждого типа моторов. Европейские, китайские и другие производители мототехники также активно используют этот международный стандарт и прописывают его в руководствах по эксплуатации. Он делится на несколько категорий.
Для четырехтактных двигателей | Для двухтактных двигателей |
---|---|
MB – масло с низким коэффициентом трения. Подходят для мотоциклов с сухим сцеплением. | FA – разработаны для использования в развивающихся странах. |
MA – масло для мотоциклов с мокрым сцеплением. | FB – соответствуют минимальным нормам применения в Японии. |
MA-1 – для мото, которые работают в легких условиях. | FC – выполняют основные требования японских стандартов, в том числе имеет хорошие моющие свойства и ограничивает токсичность выхлопных газов. |
MA-2 – наивысшая устойчивость, подходит для спортбайков, работающих при предельных нагрузках | FD – бездымные масла с превосходными показателями чистоты для двухтактных двигателей мотоциклов, отвечающие самым строгим стандартам, касающимся моющих свойств. |
Street vs. Off Road
Street – для уличных двигателей выбирайте износостойкие масла с улучшенной температурной стабильностью. Предпочтение отдавайте как минимум полусинтетике, но для старых моделей и байков с пробегом «минералка» тоже подойдет.
Off Road – техника, предназначенная для езды по сложным маршрутам, потребуют масел с более высокой устойчивостью к сдвигу и образованию отложений. Лучше всего – масло с хорошими антифрикционными свойствами, и с пакетом присадок, улучшающим стойкость мотора к перегреву. Требования к уличным мотоциклам остаются актуальными и для оффроад-моделей.

Можно ли использовать автомобильное масло в мотоцикле?
Краткий ответ – лучше не экспериментировать. Хотя оба типа продуктов могут выглядеть схожими и выполнять одни и те же функции, они отличаются по составу и характеристикам. Важно учитывать, что используемые в мототехнике моторы обычно работают под более высоким давлением и температурой. Моторные масла для мотоциклов содержат специальные присадки для правильной работы сцепления, а в автомобильные масла добавлять их незачем. Отсутствие специальных присадок негативно скажется на работе трансмиссии. Специально подобранный состав мотомасла отличается тем, что сочетает низкую испаряемость и стабильную защиту поршня и цилиндра даже при высоких оборотах коленвала и высокой температуре.
Масла Motul для мотоциклов
Компания Motul предлагает ассортимент средств для различных типов мототехники. В сравнении с аналогами, которые стоят дешевле, качественное масло гарантирует стабильность работы и защиту при длительной эксплуатации. В каталоге Teklub представлена информация о каждом товаре, включая маркировку SAE, стандарты API и JASO. Мы всегда поможем сориентироваться!
- 300V Factory Line ROAD 10W-40 4T – моторное масло высочайшего класса, обеспечивает лучшую защиту ДВС гоночных и мощных дорожных мотоциклов с каталитическим нейтрализатором, работающие в широком диапазоне температур и оборотов. Отличается стабильностью вязкости и минимизирует трение.
- 7100 10W-40 4T – рекомендуем для большого спектра моделей современных мотоциклов, включая круизеры, эндуро, кроссовые мотоциклы, триал и внедорожные модели с интегрированной и неинтегрированной коробкой переключения передач, и любым современным видом сцепления. Оно состоит из высококачественных компонентов, надежно защищает при высоких температурах и демонстрирует высокую стабильность в различных режимах езды. Рекомендуется для специфических двигателей SUZUKI, YAMAHA, KAWASAKI.
- 710 2T – мотоциклетное масло для высокотехнологичных двухтактных моторов. Используется с автоматической подачей или предварительным смешиванием масла с топливом.
- SCOOTER EXPERT 2T – специальное моторное масло для скутеров и мопедов, совершающих поездки в городских условиях. Применяется в системах с автоматической подачей смазки или предварительно смешивается с топливом.
- GEAR 300 75W-90 – трансмиссионная жидкость, которая подходит для работы в коробках передач мотоциклов. Обеспечивает стабильное переключение скоростей и защиту от износа.
Это – лишь одни из самых популярных продуктов для основных категорий мотоциклов.
Процесс выбора зависит не только от типа двигателя, но и от предполагаемых режимов эксплуатации и мощности двигателя. Не забывайте сверяться с рекомендациями производителя и следить за состоянием масла для надежной работы двигателя транспортного средства!