Javascript is required

Маркировка моторных масел: значение и расшифровка этикетки

Маркировка моторных масел: значение и расшифровка этикетки

Правильный выбор моторного масла — залог долгой, стабильной и безопасной работы двигателя. Ассортимент на рынке настолько велик, что начинающему автолюбителю не всегда понятно, какая продукция действительно подойдет его автомобилю. Дело осложняется тем, что классификация не одна: их несколько, и маркируются виды смазки по разным критериям: вязкости, экологическим характеристикам, приспособленности к работе в бензиновых или дизельных двигателях и т. д.

Содержание

Знание маркировки позволяет не только грамотно подобрать смазочные материалы, но и избежать дорогостоящего ремонта, вызванного несоответствием требований к маслу двигателя. Мы подробно расскажем, как правильно читать маркировку моторных масел, какие стандарты существуют и какую информацию они несут. Объясним, что стоит за обозначениями вроде 5W-30, API SN, ACEA A3/B4 и многими другими. Наша цель — не просто дать справочную информацию, а сделать процесс выбора максимально понятным. Teklub стремится к тому, чтобы каждый клиент чувствовал уверенность в надежности приобретаемой продукции.

Что означают цифры и буквы на моторном масле

Это важная техническая информация, отражающая основные характеристики продукта. Они помогают определить вязкость, сезонность применения, тип двигателя и соответствие различных качеств.

Аббревиатуры вроде API SN, ACEA C3 или ILSAC GF-6 обозначают стандарты, по которым протестирован продукт. Они содержат информацию о совместимости с типом топлива (бензин, дизель), уровне экологичности, с учетом характеристик автопроизводителей и экономичности.

Также, по системе SAE масла маркируются числами и буквами, указывающими на их индекс вязкости при разных температурных условиях. Об этом – ниже.

Вязкость моторного масла

Это величина, определяющая густоту масла и его способность оставаться в жидком состоянии при определенных температурных условиях. Индекс вязкости показывает, как эти свойства изменяются при различных температурах жидкости, ведь для эффективной защиты масло должно образовывать смазочную пленку между трущимися деталями, защищая их от износа и обеспечивая эффективную работу мотора. От нее зависит не только легкость запуска двигателя в мороз, но и его защита при интенсивных нагрузках. Правильно подобранная вязкость масла помогает обеспечить стабильную работу силового агрегата, продлевая его ресурс и снижая преждевременный износ деталей.

Photo _tv-cvmAZq

Классификация моторных масел по SAE

Обозначение вязкости по системе SAE (Общества инженеров автомобильной промышленности) — это один из наиболее распространенных и признанных стандартов. Большинство автовладельцев в первую очередь обращают внимание именно на него. В зависимости от вида продукта по сезонности использования маркировка может содержать информацию о вязкости при высоких и/или низких температурах. Система SAE помогает определить, подходит ли масло для зимнего, летнего или всесезонного использования.

Зимнее моторное масло

Обозначается буквой W (от англ. Winter) и числом перед ней — например, 0W, 5W или 10W. Чем ниже это число, тем лучше смазка ведет себя при отрицательных температурах. Низкая вязкость облегчает запуск двигателя и обеспечивает защиту при «холодном» старте. Зимние масла особенно актуальны для регионов с суровым климатом, где температура регулярно опускается ниже -20 °C.

Летнее моторное масло

Обозначается только цифрой после дефиса — 30, 40, 50. Это значение характеризуют вязкость при высоких температурах. Чем выше значение, тем дольше масло сохраняет стабильность и защищает детали в жаркую погоду или при повышенных нагрузках.

Летние масла используются исключительно в регионах с теплым климатом или в условиях интенсивной эксплуатации, где важна высокая термостойкость.

Всесезонное моторное масло

Всесезонные масла — это универсальные смазки, предназначенные для стабильной работы двигателя в любое время года. Они сочетают в себе свойства как зимних, так и летних продуктов, что позволяет использовать их без необходимости сезонной замены, и, конечно, именно такие жидкости пользуется максимальной популярностью в России.

Обозначаются индексом, например, 5W-30, 10W-40 и т.д. Первая часть (с буквой W) указывает на прокачиваемость масла при низких температурах, вторая — на его вязкость в рабочих условиях. Всесезонные масла одновременно обеспечивают запуск двигателя в мороз, быструю прокачку по системе и надежную защиту в жаркую погоду.

Широкая применимость этих масел объясняется их универсальностью для большинства современных автомобилей и климатических условий. Они удобны в использовании, экономят время и уменьшают риски, связанные с несвоевременным сезонным обслуживанием.

Классификация по SAE это целый комплекс характеристик, влияющих на экономичность и стабильность работы двигателя. Понимание классификации и параметров вязкости помогает сделать осознанный выбор, учесть требования спецификации автомобиля и условия его эксплуатации.

Photo XoR0ugJvgj

Классификация моторных масел по API

Американский институт нефти (API) разработал одну из самых распространенных систем классификации, признанную во всем мире. Маркировка моторных масел по API позволяет быстро определить, для какого типа двигателя предназначена смазка и каким требованиям она соответствует. Эта классификация делит масла на две основные категории:

  • S (Service) — для бензиновых двигателей;
  • C (Commercial) — для дизеля.

После букв S или C следует еще одна или две буквы, которые обозначают конкретный уровень эксплуатационных характеристик. Чем дальше в алфавите стоит вторая буква, тем более современным требованиям она соответствует. Например, API SN имеет более высокие показатели, чем API SM, и предназначено для более современных систем с улучшенной защитой от износа и окисления.

Масло для бензиновых двигателей

Продукты, предназначенные для бензиновых моторов, обозначаются символом S, за которым следует вторая буква.

  • API SJ — спецификации для моделей, выпущенных с 1996 года;
  • API SL — предназначено для агрегатов, выпущенных после 2001 года;
  • API SM — улучшенные характеристики защиты от отложений и износа, применимость к технике после 2004 года;
  • API SN — стандарт продуктов с 2010 года с повышенной защитой от износа и топливной экономичностью;
  • API SP — стандарт, введенный в 2020 году с улучшенной защитой от отложений на деталях двигателя;
  • API SQ — самый современный стандарт от 2025 года с повышенной защитой двигателя.

Масла, протестированные по API, обеспечивают надежную смазку, защиту от нагара, высокотемпературную стабильность и устойчивость к последовательной нейтрализации отработанных газов.

Масло для дизельных моторов

Для дизеля применяются масла с обозначением C, а также добавленной буквой, указывающей на спецификацию.

  • API CF — применяется в старых дизельных установках, совместимо с топливом с повышенным содержанием серы;
  • ·API CH-4 — рассчитано на дизельные двигатели до 2002 года с применением более качественного топлива;
  • API CI-4 — подходит для моторов с системой рециркуляции отработанных газов (EGR);
  • API CJ-4 — предпочтительно для использования с сажевым фильтром (DPF);
  • API CK-4 — самая актуальная спецификация, обеспечивающая надежную защиту в тяжелых условиях, при этом пониженный уровень сажи и отложений.

Использование масла, соответствующего стандартам API, помогает продлить срок службы двигателя, обеспечить его чистоту и соответствие экологическим требованиям.

Классификация моторных масел по ILSAC

Система классификации ILSAC (Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов) была разработана совместно Американской ассоциацией производителей автомобилей (AAMA) и Ассоциацией автопроизводителей Японии (JAMA). Ее цель — установить единые требования к моторным маслам, применяемым в бензиновых двигателях легковых автомобилей. Особое внимание этого стандарта направлено на топливную экономичность и совместимость с современными решениями по снижению воздействия на окружающую среду.

Продукция, сертифицированная по ILSAC, проходит серию комплексных испытаний на устойчивость к окислению, образованию шлама и отложений, защиту от износа двигателя. Обозначения выполняются в формате GF- с цифровым индексом, отражающим номер версии стандарта.

  • GF-1 (1994) — первая редакция, потерявшая актуальность;
  • GF-2 (1997) — улучшенные характеристики защиты от отложений, устаревшая;
  • GF-3 (2001) — повышенный стандарт экологичности;
  • GF-4 (2004) — расширенная экономия топлива, и моющие свойства;
  • GF-5 (2010) — увеличенный интервал замены и лучший контроль за образованием загрязнений;
  • GF-6A/6B (2020) — повышенные экологические требования и защита при высоких температурах;
  • GF-7 (2025) — самый современный стандарт с высочайшими характеристиками: снижение трения, максимальная термостабильность и продление ресурса мотора.

Выбор масла с учетом актуальной маркировки ILSAC гарантирует, что оно соответствует самым строгим требованиям современных бензиновых двигателей и экологическим нормам.

Классификация моторных масел по ACEA

ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей) разработала свою систему оценки моторных масел, ориентированную на условия эксплуатации в Европе, где широко распространены бензиновые и дизельные силовые агрегаты. Стандарты ACEA учитывают европейские требования к энергоэффективности, интервалам обслуживания и совместимости с системами снижения токсичности выхлопа.

Система включила три основные группы.

  • A/B — масла для легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными моторами. Обеспечивают базовую и повышенную защиту от износа, чистоту и уменьшение количества вредных отложений;
  • C — продукты с пониженным уровнем содержания серы, фосфора и сульфатной золы, подходящие для автомобилей с фильтрами твердых частиц и каталитическими нейтрализаторами;
  • E — предназначены для коммерческого транспорта и дизельных двигателей тяжелых грузовиков и автобусов.

После буквенного обозначения стоит цифра, определяющая поколение стандарта (например, A3/B4, C2, E9). Цифровой индекс не определяет качество масла, а означает различные технические параметры, которые должны соответствовать рекомендациям производителя двигателя. Ниже – примеры.

  • A3/B4 — для двигателей с высокой производительностью и длительному межсервисному интервалу;
  • C3 — совместимы с современными системами очистки выхлопа и рекомендованные для форсированных двигателей;
  • E6 — отвечают требованиям по выбросам и долговечности для грузовой техники стандарта Евро VI.

Применение масел по ACEA важно для сохранения гарантии на автомобиль и предотвращения проблем с ускоренным износом двигателя.

Photo 9ek__e2MlV

Классификация моторных масел JASO

Стандарт JASO (Японская организация по автомобильным стандартам) используется как для мотоциклетной техники, так и для бензиновых и дизельных двигателей. В нем учитываются особенности работы с мокрым сцеплением, где смазка обеспечивает не только сопротивление поршневой группы, но и правильную работу коробки передач. Часто этот стандарт применяют для тестирования масел для мотоциклов и легкой техники.

Среди основных категорий:

  • JASO MA/MA2 — современный стандарт для мотоциклов с «мокрым» сцеплением. MA2 предлагает наилучшие характеристики при высоких нагрузках;
  • JASO MB — применяется в скутерах с автоматической коробкой передач, не нуждающихся в защите сцепления.

Классификация JASO учитывает такие параметры, как коэффициент трения, устойчивость к сдвигу, защита от окисления и деградации. Различная применимость масла требует внимательного отношения к его выбору во избежание поломки двигателя.

Классификация моторных масел по ГОСТ РФ

В России действует система стандартизации, основанная на требованиях ГОСТ, адаптированных под отечественные климатические и технические условия. Эти нормативы регулируют физико-химические свойства масел, их температурную стабильность, совместимость с различными типами топлива и особенностями современных двигателей.

В короткой записи зашифрованы параметры применения масла (например, М-10Г2к), где:

  • М — моторное;
  • 10 — класс вязкости (летняя);
  • Г2 — предназначено для высокофорсированных двигателей с топливным насосом высокого давления (ТНВД), с наддувом или без него, без применения системы очистки выхлопных газов. Возможно образование отложений;
  • к – кислотно очищенное, прошедшее специальную обработку для увеличения щелочного числа, с улучшенными диспергирующими и моющими свойствами.

В соответствии с принятыми нормами особое внимание уделяется эксплуатации в суровых климатических условиях, что особенно актуально для использования техники в северных регионах.

Как обозначаются синтетика, полусинтетика, минеральное масло

Разные производители используют самостоятельно выбирают обозначение типа моторного масла — синтетического, полусинтетического или минерального. Это не регулируется единой международной системой классификации, такой как API или ACEA. Тем не менее, существует устоявшаяся практика обозначений, с которой полезно ознакомиться.

  • Синтетическое – Fully Synthetic, 100% Synthetic и т. д. Производится с использованием синтезированных базовых масел групп III, IV или V (например, на основе полиальфаолефинов — ПАО или эстеров). Обладает лучшими показателями вязкости, термостойкости, устойчивости к окислению и износу. Идеально подходит для современных высокофорсированных двигателей и экстремальных условий эксплуатации.
  • Полусинтетическое – Semi-synthetic, Synthetic Technology или Synthetically Fortified, HC-Synthetic (гидрокрекинговая синтетика). В линейке качественным смазочных материалов Motul к этому виду смазки приближено масло, производящееся по запатентованной технологии Technosyntese. Это смесь минеральных и синтетических базовых масел. Данные масла — это баланс между ценой и качеством: повышенная защита по сравнению с минеральными маслами, но ниже, чем у «чистой» синтетики. Подходят для большинства автомобилей среднего класса с учетом требований городской эксплуатации.
  • Минеральное – Mineral. Изготавливается из очищенной нефти (базовые масла I и II группы). Чем устойчивее к температурным колебаниям, тем быстрее стареет. Сейчас такую смазку используют преимущественно для устаревших двигателей без современных систем очистки выхлопа.

Официальной маркировки моторных масел по базовому маслу не существует: обозначение выбирает сам производитель. Знание и понимание системы классификации поможет вам подобрать подходящую жидкость для максимальной защиты вашего двигателя, чтобы обеспечить его стабильную работу и продлить срок службы. А специалисты Teklub будут рады помочь найти подходящий вариант в ассортименте качественной оригинальной продукции компании Motul!

ПОХОЖИЕ статьи

Больше